В данном постановлении правительства РФ даны разъяснения к закону "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и описаны правила работы ЧОО - частных охранных организаций.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 10 г. Москва "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587"
В соответствии с Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 506; 1993, N 39, ст. 3690; N 51, ст. 4992; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 9, ст. 1013; N 17, ст. 1989; 1995, N2, ст. 154; 1996, N 21, ст. 2510; 1997, N 12, ст. 1436; 1999, N 51, ст. 6343; 2000, N 6, ст. 776; N 12, ст. 1295; N 26, ст. 2773; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 15, ст. 1343; N 49, ст. 5229; 2006, N 24, ст. 2605; 2008, N 18, ст. 2055; 2009, N 31, ст. 3960; N 45, ст. 5359).
Председатель Правительства Российской Федерации
В. Путин
Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587
1. Наименование изложить в следующей редакции:
"Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
2. В пункте 1:
а) в абзаце третьем слова "негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной" заменить словами "частной охранной";
б) абзац пятый признать утратившим силу;
в) в абзаце шестом слова "негосударственных (частных)" заменить словом "частных";
г) дополнить абзацами следующего содержания:
"Правила предоставления частным охранным организациям права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и предоставления частным детективам права содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений согласно приложению N 8;
Правила подготовки заключения о невозможности допуска гражданина Российской Федерации к осуществлению частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности согласно приложению N 9;
Правила ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг согласно приложению N 10;
Правила согласования с органами внутренних дел специальной раскраски, информационных надписей и знаков на транспортных средствах частных охранных организаций согласно приложению N 11;
Правила оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества согласно приложению N 12;
Правила приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, согласно приложению N 13.".
3. В пункте 2:
а) абзацы второй и третий признать утратившими силу;
б) в абзаце четвертом:
слова "негосударственной (частной)" заменить словами "частной";
слова "с 1 марта 2006 г." исключить.
4. Пункт 3 признать утратившим силу.
5. В наименовании приложения N 2 к указанному постановлению слова "негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной" заменить словами "частной охранной".
6. В приложении N 5 к указанному постановлению:
а) в наименовании слова "негосударственных (частных)" заменить словом "частных";
б) в разделе I "Оружие":
в позиции первой слова "на 4 охранника" заменить словами "на 2 охранников";
в позиции второй слова "на 2 охранника" заменить словами "на 2 охранников".
7. В пункте 10 приложения N 7 к указанному постановлению слова "негосударственной (частной)" заменить словом "частной".
8. Дополнить приложениями N 8 - 13 следующего содержания:
"Приложение N 8
к постановлению Правительства Российской Федерации
от 14 августа 1992 г. N 587
Правила предоставления частным охранным организациям права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и предоставления частным детективам права содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений
1. Настоящие Правила, разработанные на основании части четвертой статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", устанавливают порядок предоставления права содействовать правоохранительным органам:
а) частным охранным организациям - в обеспечении правопорядка на основании соглашения об обеспечении правопорядка, заключенного с соответствующим правоохранительным органом (его структурным подразделением) (далее - соглашение об обеспечении правопорядка);
б) частным детективам - в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений на основании соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений, заключенного с соответствующим правоохранительным органом (его структурным подразделением) (далее - соглашение о предупреждении и раскрытии преступлений).
2. Типовые формы соглашения об обеспечении правопорядка и соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
3. Для заключения соглашения об обеспечении правопорядка частная охранная организация направляет соответствующее письменное обращение в правоохранительные органы с приложением документов и материалов, характеризующих деятельность этой организации, а также перечня обязанностей, которые она готова взять на себя.
Такое обращение рассматривается в сроки и порядке, которые установлены для рассмотрения обращений граждан. По результатам рассмотрения правоохранительный орган принимает решение о целесообразности (нецелесообразности) заключения соглашения об обеспечении правопорядка, о чем уведомляет частную охранную организацию.
4. В соглашении об обеспечении правопорядка может предусматриваться порядок осуществления следующих обязанностей:
а) участие работников частной охранной организации в обеспечении правопорядка в местах проведения массовых мероприятий;
б) содействие работников частных охранных организаций в вызове дежурных служб в случае обращения граждан в местах осуществления охраной деятельности;
в) содействие работников частной охранной организации органам внутренних дел в розыске лиц, подозреваемых в совершении преступления либо объявленных в розыск по иным основаниям;
г) незамедлительное информирование работниками частных охранных организаций правоохранительных органов о ставших им известными нарушениях общественного порядка, готовящихся, совершаемых и совершенных правонарушениях и преступлениях;
д) организация совместных патрулей, в состав которых включаются сотрудники органов внутренних дел или других правоохранительных органов, в том числе с использованием транспортных средств частной охранной организации, оказывающей услуги по охране объектов или имущества на объектах с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны;
е) предоставление правоохранительным органам имеющихся в частной охранной организации или используемых на охраняемых объектах технических средств охраны, средств аудио- и видеонаблюдения для использования их в целях обеспечения общественной безопасности.
5. При необходимости в соглашении об обеспечении правопорядка предусматривается порядок предоставления правоохранительными органами частной охранной организации информации о происшествиях, криминальной обстановке, лицах, находящихся в розыске, приемах и тактике совершения преступлений, а также других сведений, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую законом тайну.
6. Для заключения соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений частный детектив направляет соответствующее письменное обращение в правоохранительный орган с приложением документов и материалов, характеризующих деятельность частного детектива, а также перечня обязанностей, которые он готов взять на себя. Такое обращение рассматривается в сроки и порядке, которые установлены для рассмотрения обращений граждан. По результатам рассмотрения правоохранительный орган принимает решение о целесообразности (нецелесообразности) заключения соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений, о чем уведомляет частного детектива.
7. В соглашении о предупреждении и раскрытии преступлений может предусматриваться порядок осуществления следующих обязанностей:
а) содействие частных детективов розыску лиц, подозреваемых в совершении преступления либо объявленных в розыск по иным основаниям;
б) информирование правоохранительных органов частными детективами о ставших им известными фактах о готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях и административных правонарушениях.
8. При необходимости в соглашении о предупреждении и раскрытии преступлений предусматривается порядок предоставления правоохранительными органами частному детективу информации о происшествиях, криминальной обстановке в соответствующем районе, за исключением сведений, которые составляют государственную и иную охраняемую законом тайну.
9. При необходимости в целях координации содействия в обеспечении правопорядка, предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений федеральные органы исполнительной власти создают координационные органы.
Приложение N 9
к постановлению Правительства Российской Федерации
от 14 августа 1992 г. N 587
Правила подготовки заключения о невозможности допуска гражданина Российской Федерации к осуществлению частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности
1. Настоящие Правила, разработанные на основании пункта 8 части четвертой статьи 6 и пункта 8 части второй статьи 11 [1] Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", устанавливают порядок подготовки заключения о невозможности допуска гражданина Российской Федерации к осуществлению частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности.
2. В отношении граждан Российской Федерации, претендующих на получение лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности или удостоверения частного охранника, органами внутренних дел проводится проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. При наличии оснований, препятствующих допуску гражданина Российской Федерации к осуществлению частной детективной (сыскной) или частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготавливается заключение о невозможности допуска гражданина Российской Федерации к осуществлению частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности (далее - заключение).
4. Основанием, препятствующим допуску гражданина Российской Федерации к осуществлению частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, является наличие полученной от соответствующих государственных органов информации:
а) о причастности гражданина Российской Федерации к организованной преступной группе (организации, группировке), в том числе экстремистской или террористической направленности;
б) о намерении гражданина Российской Федерации использовать полномочия частного детектива или частного охранника в противоправных (преступных) целях;
в) о намерении гражданина Российской Федерации получить доступ к служебному оружию, охраняемым объектам и (или) имуществу в противоправных (преступных) целях.
5. При наличии оснований, указанных в пункте 4 настоящих Правил, в срок, не превышающий 20 дней со дня подачи гражданином Российской Федерации заявления о предоставлении лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности или удостоверения частного охранника, подготавливается заключение, которое утверждается руководителем уполномоченного на осуществление действий по лицензированию частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, его заместителями либо министром внутренних дел, начальником главного управления (управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации или лицами, исполняющими обязанности указанных должностных лиц.
6. В случае подготовки заключения гражданин Российской Федерации, претендующий на получение лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности либо удостоверения частного охранника, информируется об этом.
Такое решение может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приложение N 10
к постановлению Правительства Российской Федерации
от 14 августа 1992 г. N 587
Правила ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг
1. Настоящие Правила, разработанные на основании части восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", устанавливают порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг.
2. При оказании охранных услуг работниками частной охранной организации не допускается ношение:
а) отдельных предметов специальной форменной одежды совместно с иной одеждой;
б) специальной форменной одежды, аналогичной форме одежды сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходной с ними до степени смешения;
в) специальной форменной одежды без личной карточки охранника, а также не позволяющей определить принадлежность работников частной охранной организации к конкретной частной охранной организации.
3. В ходе оказания охранных услуг работники частной охранной организации обеспечивают чистое и аккуратное ношение специальной форменной одежды.
Приложение N 11
к постановлению Правительства Российской Федерации
от 14 августа 1992 г. N 587
Правила согласования с органами внутренних дел специальной раскраски, информационных надписей и знаков на транспортных средствах частных охранных организаций
1. Настоящие Правила, разработанные на основании части восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", устанавливают порядок согласования специальной раскраски, информационных надписей и знаков на транспортных средствах частных охранных организаций.
2. Специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел.
3. Для согласования специальной раскраски, информационных надписей и знаков на транспортных средствах частной охранной организации руководитель такой организации представляет в орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности (далее - лицензирующий орган), соответствующее заявление и его копию, заверенные печатью этой организации.
К заявлению прилагается схема (описание) расположения на транспортных средствах частной охранной организации специальной раскраски, информационных надписей и знаков (далее - схема) в 2 экземплярах.
Должностное лицо лицензирующего органа проводит проверку полноты представленных документов и на копии заявления делает отметку о принятии документов на рассмотрение.
4. Схема в течение 3 рабочих дней со дня принятия документов на рассмотрение направляется должностным лицом лицензирующего органа в орган управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства (главного управления, управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации (далее - орган управления) для подготовки заключения о ее согласовании либо об отказе в ее согласовании.
Основанием для отказа в согласовании схемы является полное или частичное дублирование в представленной схеме специальных цветографических схем, используемых на наружных поверхностях транспортных средств пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции и следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также ее несоответствие положениям статьи 20 Федерального закона "О рекламе".
5. Схема рассматривается органом управления в течение не более 20 рабочих дней.
Заключение о согласовании схемы либо об отказе в ее согласовании, утвержденное руководителем органа управления, в течение указанного срока направляется в лицензирующий орган.
6. Лицензирующий орган информирует руководителя частной охранной организации о принятом решении в течение 3 рабочих дней со дня получения заключения о согласовании схемы либо об отказе в ее согласовании.
Приложение N 12
к постановлению Правительства Российской Федерации
от 14 августа 1992 г. N 587
Правила оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества
1. Настоящие Правила, разработанные на основании части третьей статьи 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", устанавливают порядок оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества.
2. В случае оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества в договоре на оказание охранных услуг указываются виды, типы, модели и количество оружия, которое будет использоваться при осуществлении таких услуг.
3. Работники частной охранной организации при осуществлении вооруженной охраны имущества обеспечиваются средствами связи с дежурным подразделением частной охранной организации.
4. Работники частной охранной организации перед получением оружия проходят инструктаж о правилах безопасного обращения с оружием, порядке его хранения, ношения, применения и использования на объекте охраны. Указанный инструктаж проводится руководителем частной охранной организации или иным должностным лицом, отвечающим за учет, хранение и использование оружия.
5. Работники частной охранной организации, осуществляющие охранные услуги в виде вооруженной охраны имущества, должны соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих оборот оружия.
Приложение N 13
к постановлению Правительства Российской Федерации
от 14 августа 1992 г. N 587
Правила приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности
1. Настоящие Правила, разработанные на основании части первой статьи 16 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", устанавливают порядок приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, а также порядок приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности.
2. Частная охранная организация приобретает специальные средства, использование которых разрешено в частной охранной деятельности, в необходимом количестве, определяемом ее руководителем.
3. Приобретение специальных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации у поставщиков (продавцов), имеющих право на их продажу.
4. Документы, подтверждающие приобретение частной охранной организацией специальных средств, хранятся до принятия ее руководителем решения об их уничтожении, продаже (передаче).
5. В частной охранной организации, использующей в своей деятельности специальные средства, назначается лицо, ответственное за их учет и сохранность.
6. Частная охранная организация обязана вести учет специальных средств по виду, моделям и их количеству.
Документы учета специальных средств ведутся отдельно от документов учета огнестрельного оружия и патронов к нему.
7. Приобретенные частными охранными организациями специальные средства хранятся в опечатываемых, запирающихся на замок металлических шкафах (сейфах) в определенных эксплуатационной документацией условиях, обеспечивающих их сохранность и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Хранение специальных средств с огнестрельным оружием и посторонними предметами в одном шкафу (сейфе) не допускается.
8. Специальные средства выдаются работникам частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника.
По решению руководителя частной охранной организации специальные средства могут выдаваться (передаваться) работникам (работниками) частной охранной организации непосредственно на объекте охраны. При этом документы о приеме и выдаче специальных средств ведутся на объекте охраны.
9. При ношении специальных средств работники частной охранной организации принимают меры, исключающие возможность свободного доступа к специальным средствам посторонних лиц.
10. Ношение специальных средств на каждом объекте охраны осуществляется в соответствии с должностной инструкцией частного охранника.
11. Частная охранная организация получает во временное пользование и приобретает огнестрельное оружие и патроны к нему, осуществляет их учет и хранение в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот огнестрельного оружия.
12. Огнестрельное оружие и патроны к нему выдаются работникам частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника и соответствующее разрешение на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия, при исполнении служебных обязанностей.
По решению руководителя частной охранной организации огнестрельное оружие и патроны к нему могут выдаваться (передаваться) работникам (работниками) частной охранной организации непосредственно на объекте охраны. При этом документы о приеме и выдаче огнестрельного оружия и патронов к нему ведутся на объекте охраны.
13. При ношении огнестрельного оружия работники частной охранной организации принимают меры, исключающие возможность доступа к нему посторонних лиц.".