Наряду с широким освещением в СМИ новостей о необходимости Обязательной перерегистрации ООО, т.е. приведении уставов ООО с Федеральным законом № 312-ФЗ, практически отсутствовали упоминания о появлении не менее важного закона, значительно изменяющего правовое положение частных охранных предприятий (ЧОП). С уверенностью можно сказать, что российским бизнесменам предстоит перерегистрация ЧОП.
В декабре 2008 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ: Законы «О милиции», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об оружии»; Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора); Кодексы: Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации.
Суть новых требований к частным охранным организациям, касающаяся учреждения ЧОО, лицензирования и приведения учредительных документов в соответствие с законодательством заключается в следующем:
1. В законе изменено название Частное охранное предприятие на Частную охранную организацию.
Исключение из Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» п.п. 79 и 80 статьи 17 повлекло за собой изменение названия охранной деятельности – из названия указанных видов деятельности убирается слово «негосударственная» и они, как и прежде, будут именоваться: «частная охранная деятельность».
2. Охранная организация может быть создана только в одной организационно-правовой форме – общества с ограниченной ответственностью.
3. Частная охранная организация не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной деятельности;
Перечень охранных услуг дополнен двумя новыми услугами и внесены коррективы в некоторые другие услуги.
После внесения изменения, указанные услуги изложены соответственно следующим образом:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) новое! обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) новое! охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Упразднено положение, предоставляющее частным охранным организациям оказывать содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка на договорной основе. Порядок оказания указанного содействия будет установлен Правительством Российской Федерации, проект которого в настоящее время готовится
4. Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысяч рублей, а при оказании услуги в виде вооруженной охраны имущества, охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны – менее двухсот пятидесяти тысяч рублей. При этом предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации не может быть более 50% от размера уставного капитала.
Внесение в уставный капитал частной охранной организации средств иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, запрещается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
5. Требования, предъявляемые к учредителю частной охранной организации.
5.1 Для учредителя (юридического лица) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным. Право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии достаточных оснований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5.2. Не могут являться учредителями (участниками) частной охранной организации:
1) общественные объединения;
2) физические и (или) юридические лица, не соответствующие требованиям, указанным в части четвертой настоящей статьи;
3) граждане, состоящие на государственной службе либо замещающие выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях;
4) граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица;
5) иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, при отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации.
5.3. Участниками частной охранной организации могут оставаться учредившие ее лица, которые получили право на пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, перешли на работу в общественные организации, работающие в сфере частной охранной либо частной детективной деятельности, либо назначены (избраны) на государственные должности Российской Федерации.
Лицам, назначенным (избранным) на указанные государственные должности, запрещается принимать участие в управлении охранной организацией.
5.4. Введены ограничения на осуществление частной охранной и детективной деятельности иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица.
Указанные юридические и физические лица теперь могут осуществлять частную охранную и детективную деятельность и (или) принимать в ней участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе и в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Отчуждение долей (вкладов) учредителем (участником) частной охранной организации, повлекшее за собой появление в уставном капитале доли (вклада) с иностранным участием, не допускается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
5.5.Частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной деятельности.
6. Филиалы частной охранной организации могут создаваться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого частная охранная организация зарегистрирована.
7. Из числа субъектов частной охранной и детективной деятельности исключены службы безопасности юридических лиц.
8. Установлены требования к руководителю частной охранной организации:
1) Руководитель частной охранной организации должен иметь высшее профессиональное образование и пройти повышение квалификации для руководителей частных охранных организаций.
2) Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника.
3) Руководитель также не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях и политических партиях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
9. Для приобретения статуса охранника гражданин обязан: 1) пройти профессиональную подготовку; 2) сдать квалификационный экзамен; 3) пройти обязательную дактилоскопическую регистрацию; 4) иметь удостоверение частного охранника.
Основания, при наличии которых гражданин не вправе претендовать на приобретение статуса частного охранника:
1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;
2) не достигшие восемнадцати лет;
3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации;
5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
7) не прошедшие профессиональной подготовки для работы в качестве охранника;
8) в отношении которых по результатам проверки, имеется подготовленное и утвержденное руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, или лицом, исполняющим его обязанности, заключение о невозможности допуска этих лиц к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности;
9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, связанным с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;
10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано (за неоднократное привлечения в течение года частного охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, административных правонарушений против порядка управления и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность) и, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;
11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. Органам внутренних дел предоставлены полномочия выдавать удостоверение частного охранника и личную карточку охранника, а также возложена обязанность принимать меры по аннулированию удостоверения частного охранника.
10.1. Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после повышения квалификации в образовательных учреждениях, указанных в статье 15.2 Закона.
Размер пошлины (п.1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ) За выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника будет взиматься 600 рублей, за его переоформление в связи с продлением срока действия - 200 рублей, за внесение в него изменений в связи с изменением места жительства или иных данных, указываемых в удостоверении, - 100 рублей.
10.2.Удостоверение частного охранника аннулируется по решению органа внутренних дел в случае:
1) неоднократного привлечения в течение года частного охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, административных правонарушений против порядка управления и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;
2) возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника;
3) окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение.
11. В соответствии с новой редакцией часть 2 статьи 19 Закона граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное страхование осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат.
12. Действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на частную охранную деятельность, Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» дополнен статьями 11.2 -11.6, в которых прописан порядок лицензирования указанных видов деятельности.
12.1. Порядок лицензирования частной охранной деятельности, не содержит требования, указывать в документе, подтверждающем наличие лицензии, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Действие лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности, выданных до дня вступления в силу принятого Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия таких лицензий, если лицензиат соответствует требованиям, установленным данным Федеральным законом.
-лицензия действует на всей территории Российской Федерации;
- в лицензии указываются вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат;
- решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается органом внутренних дел в срок не более сорока пяти дней;
12.2. Основания для переоформления лицензии:
- необходимость продления срока действия лицензии;
- намерение лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;
- реорганизации охранной организации;
- изменение наименования охранной организации или места ее нахождения.
Переоформление лицензии осуществляется в срок не более тридцати дней. На период переоформления действие лицензии не приостанавливается.
12.3. Установленный новый порядок лицензирования частной охранной деятельности предоставляет право органам внутренних дел приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований и условий на срок не более одного месяца, который дается для устранения выявленных нарушений. Если в указанный срок нарушения не устранены орган внутренних дел обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии. Следовательно, орган внутренних дел вправе приостановить действие лицензии только на срок не более месяца, причем правом принятия такого решения наделены только руководитель федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместители, руководитель подразделения данного федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами лицензирования частной охранной деятельности, его заместителям, а также руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, или лицу, исполняющему его обязанности.
12.4. Аннулирование лицензии, как и прежде, осуществляет суд по заявлению органа внутренних дел.
13. На уровне закона закреплена обязанность охранной организации уведомлять органы внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
14. Дополнительные требования к осуществлению частной охранной деятельности:
14.1. Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что данный запрет относится не только к частным охранникам, но и ко всем работникам частной охранной организации.
14.2. Работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.
Эта норма означает, что, во-первых, учредитель (участник) организации, с которой заключен договор на оказание охранных услуг не вправе заключить трудовой договор с частной охранной организацией, во-вторых, не вправе это делать также и заказчик охранной услуги, если он является руководителем или иным должностным лицом частной охранной организации, с которой заключен договор на оказание охранных услуг.
Из содержания данной нормы также следует, что работником частной охранной организации могут быть все другие, кроме руководителя и иных должностных лиц, работники организации, с которой заключен договор на оказание охранных услуг, а также заказчики охранных услуг физические лица (граждане).
14.3. К договору на оказание охранных услуг (речь идет об услугах, связанных с охраной имущества) должны быть приложены копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Введены ограничительные нормы, направленные на недопущение участия частных охранных структур в гражданско-правовых конфликтах, связанных с оспариванием прав собственников.
15. Ограничена деятельность частных охранных организаций в зоне проведения контртеррористической операции.
Так, руководитель контртеррористической операции вправе ограничить или приостановить осуществление частной охранной деятельности.
16. Принятым Законом внесены существенные изменения в имеющийся порядок использования оружия в частной охранной деятельности.
Суть указанных изменений:
16.1. Изменился собственник служебного оружия, используемого в частной охранной деятельности.
В настоящее время оружие является собственностью частных охранных организаций. После вступления в силу принятого Федерального закона они будут получать в органах внутренних дел во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. За частными охранными организациями будет сохранено право приобретать и иметь в собственности только служебные пистолеты и револьверы, изготовленные под патрон травматического действия, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия.
В случае отказа частной охранной организации от права собственности на принадлежащее ей служебное оружие и его безвозмездной передачи в федеральную государственную собственность (оперативное управление органов внутренних дел) данная частная охранная организация имеет право на получение того же оружия во временное (в бессрочное) пользование, если не имеется иных оснований для запрещения или ограничения оборота переданного служебного оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае плата за временное пользование указанным служебным оружием не взимается.
16.2. На уровне закона определена норма обеспечения частных охранных организаций служебным огнестрельным оружием: не может быть более одной единицы на двух частных охранников.
Запрещается вооруженная охрана имущества на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях.
17. Впервые дан перечень грубых нарушений осуществления частной охранной деятельности (ст. 11.5 Закона):
1) нарушение в охранной организации правил оборота оружия, установленных законодательством Российской Федерации, если такое нарушение:
повлекло за собой утрату, хищение оружия либо его использование в преступных целях;
выразилось в выдаче оружия работнику охранной организации, не имеющему разрешения на хранение и ношение служебного оружия, либо лицу, не являющемуся работником данной охранной организации;
2) нарушение в охранной организации правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, если такое нарушение повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан либо иные тяжкие последствия;
3) оказание лицензиатом охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества без заключения соответствующего договора либо без уведомления органов внутренних дел о начале оказания охранных услуг, а также оказание лицензиатом охранных услуг с использованием специальных средств без заключения соответствующего договора и без уведомления органов внутренних дел о начале оказания охранных услуг;
4) оказание лицензиатом услуг, не предусмотренных имеющейся у него лицензией, либо услуг, не предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона;
5) необеспечение доступа должностных лиц органа внутренних дел в ходе проведения ими проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона, в места хранения оружия, специальных средств и (или) служебной документации, отражающей учет и использование оружия и (или) специальных средств, либо воспрепятствование такому доступу.
18. В принятом Федеральном законе прописаны дополнительные условия осуществления пропускного и внутриобъектового режимов.
В случае оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.
19. Новый Закон содержит нормы, касающиеся использования в охранной деятельности технических средств, форменной одежды, транспортных средств.
19.1 Требования к использованию технических средств.
19.1.1. Перечень видов технических средств, используемых в охранной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
19.1.2. Из числа технических средств исключены средства радио- и телефонной связи, которые были предусмотрены статьей 5 действующего Закона.
19.1.3. В заявлении о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности соискатель лицензии обязан указать на намерение использовать технические средства и потребность в них.
19.1.4. В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию.
19.2. Требования к форменной одежде частных охранников.
19.2.1. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком.
19.2.2. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определить их принадлежность к конкретной охранной организации.
19.2.3. Специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения.
19.2.4. Порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
19.3. Требования к транспортным средствам, используемым в частной охранной деятельности.
Специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел в порядке, определяемом Правительством РФ.
20. В связи с тем, что действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не распространяется на частную охранную деятельность, в принятом Законе содержатся нормы, регулирующие вопросы, касающиеся проведения проверок.
Так плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в три года. Продолжительность ее проведения не должна превышать месяц. О проведении внеплановой проверки в обязательном порядке уведомляется прокурор субъекта Российской Федерации.
Внеплановая проверка проводится в следующих случаях:
1) если в результате проведения плановой проверки выявлены нарушения лицензионных требований и условий;
2) если от органов государственной власти и органов контроля (надзора) получена информация о создающем угрозу здоровью и жизни граждан нарушении лицензиатом законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность частных детективов и частных охранных организаций;
3) если имеются обращения граждан и (или) юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиата либо его работников, а также, если получена иная информация, подтверждаемая документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения.
21. Административная и уголовная ответственность за правонарушения в сфере охраны.
Принятый Закон внес существенные изменения в ряд статей Кодекса об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, которые значительно усиливают ответственность за правонарушения в сфере частной охраны и сыска.
21.1. Изменения, внесенные в Уголовный кодекс РФ.
21.1.1. Внесено дополнение в часть первую статьи 137 УК, предусматривающую ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни.
Ответственность по данной статье предусмотрена за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
Субъектом данного преступления может быть любой гражданин, а не только частный охранник или детектив.
Предложенное дополнение существенно усиливает наказание за данное деяние: до 4 лет лишения свободы, несмотря на то, что ныне действующая статья вообще не предусматривает наказания в виде лишения свободы.
Внесенное дополнение переносит данное деяние в раздел тяжких преступлений со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.
21.1.2. Статья 138 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.
Часть вторая данной статьи, в которую вносится дополнение, предусматривает ответственность за совершение указанного деяния лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. За это деяние будет предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от одного года до четырех лет. Действующая часть указанной статьи не предусматривала наказание в виде лишения свободы.
Часть 3 указанной статьи, в которую также внесено дополнение, предусматривает ответственность за незаконные производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. В новой редакции она будет предусматривать ответственность за незаконное производство, сбыт или приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Наказание оставлено прежнее – лишение свободы до трех лет.
Суть данного дополнения состоит в том, что теперь уголовная ответственность за приобретение указанных технических средств наступает независимо от цели их приобретения
21.1.3. Претерпела существенные изменения статья 203 УК РФ, предусматривающая ответственность превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб.
Указанная статья изложена в новой редакции:
Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей
1. Совершение частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной и детективной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием оружия или специальных средств и повлекшее тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».
Суть внесенных изменений в указанную статью.
1. Конкретизированы субъекты данного преступления. Ими могут быть: частный детектив, работник частной охранной организации, имеющий удостоверение частного охранника.
2. Уточнены или внесены новые условия наступления ответственности по данной статье:
указанные субъекты могут быть привлечены к уголовной ответственности по данной статье только при условии совершения ими указанного преступления при выполнении своих должностных обязанностей;
уголовная ответственность наступает только в случае, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых интересов общества или государства.
За это деяние предусмотрено наказание, в том числе, в виде лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.
3. Часть 2 статьи 203 УК предусматривает квалифицированный состав превышения полномочий.
Квалифицирующими признаками являются:
1) применение насилия или угроза его применения;
2) применение оружия или специальных средств;
3) наступление тяжких последствий.
Непосредственным объектом данного преступления является установленный государством порядок осуществления частной охранной и сыскной деятельности.
Дополнительным объектом являются права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества или государства.
Объективную сторону преступления образует совокупность следующих обязательных признаков:
совершение действий, явно выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством, регулирующим охранно-сыскную деятельность;
наступление вредных последствий в виде существенных нарушений прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Субъект преступления – специальный. Им может быть руководитель охранной, частный охранник и детектив.
Субъективная сторона преступления выражена прямым умыслом. Цели и мотивы преступления на квалификацию не влияют, но могут быть учтены судом при назначении наказания.
21.2. Изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях.
21.2.1. Существенные изменения внесены в статью 20.16 Кодекса об административных правонарушениях (Незаконная частная охранная и детективная деятельность).
1. В связи с упразднением служб безопасности исключена ответственность за создание в организации службы безопасности без специального разрешения.
2. Части 1 и 2 указанной статьи изложены в новой редакции. Вследствие этого разнесены по разным частям статьи ответственность за незаконную частную охранную и детективную деятельность. При этом наказание за незаконную частную детективную деятельность установлено значительно больше, чем за незаконную частную охранную деятельность.
3. Часть 3 действующей статьи 20.16 дополнена словами «либо с нарушением установленных законом требований» и тем самым расширяет основания для привлечения к ответственности по данной статье негосударственные образовательные учреждения. Теперь они несут ответственность не только за осуществление образовательной деятельности без лицензии, но и в случае осуществления ее с нарушением.
4. Увеличен размер штрафа за оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований (вместо штрафа до одной тысячи пятисот рублей, штраф в размере до двух тысяч пятисот рублей).
21.2.1. Увеличено административное наказание за незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (статья 20.24 Кодекса об административных правонарушениях). Предельная сумма штрафа, установленная за данное правонарушение, установлена до пяти тысяч рублей, вместо трех тысяч рублей в действующей статье.
По материалам: www.spbbusinessconsult.ru