Магазины делятся на следующие виды:
- универсальные – универсамы, супермаркеты, гипермаркеты. Отличительный признак – большая площадь, широкий ассортимент продовольственной и непродовольственной продукции;
- с комбинированным ассортиментом – магазины, в которых можно приобрести товары одной группы, например: товары для женщин, товары для детей, спортивные товары и т. п.;
- специализированные – магазины, которые продают несколько групп однотипных товаров, например, рыбу и мясо, сумки и обувь;
- узкоспециализированные – магазины, которые реализуют один тип или группу товаров, например, женская обувь, мужские сорочки и т. п.;
- со смешанным ассортиментом – реализуют продукцию без строгой специализации по группам товаров. Как правило, такие магазины открывают в сельской местности.
Шаг 1. Ответьте на вопрос, где вы планируете открыть магазин
Для небольшого населенного пункта подойдет формат магазина со смешанным ассортиментом. В небольшом городе для начала придется изучить, какие торговые точки здесь представлены. Проанализируйте, чего не хватает. Скорее всего, успехом будет пользоваться специализированный или комбинированный магазин. Если же вы планируете открыть магазин в крупном городе, то ориентируйтесь на потребности района, где будет находиться торговая точка.
Шаг 2. Проведите анализ конкурентов
Посетите торговые точки под видом покупателя. Заведите разговор с продавцами, узнайте, как идет торговля. Чтобы оценить количество клиентов за день, купите какой-нибудь недорогой товар в начале рабочего дня и в конце рабочего дня. По номерам чеков вы поймете, сколько было совершено покупок. Посетите разные магазины, если вы еще не определились со специализацией.
Шаг 3. Выберите два–три магазина с наилучшими продажами
Если вы посещали торговые точки разного формата, то запишите, чем они занимаются, какие товары продают, каков ассортимент. Если вы посещали специализированные магазины, то запишите, на каком виде продукции они специализируются, в каком ценовом сегменте работают. Проанализируйте собранные данные и выберите на их основе два–три лучших магазина.
Шаг 4. Подумайте, к каким товарам у вас лежит душа
При продаже продовольственных товаров надо соблюдать ряд правил, например, всегда следить за сроками годности товаров, обеспечить правильные условия хранения товаров. Однако продовольствие покупают чаще, оборот таких товаров выше. Срок реализации непродовольственной продукции больше, однако есть риск, что вы так и не продадите товар, денежные средства будут заморожены.
Взвесьте все за и против, однако главное – подумайте, чем вам лично хотелось бы заниматься. От этого зависит 50 процентов успеха. Многие бизнесмены прогорали из-за того, что занимались продажей товаров, которые им изначально не были интересны или в специфике продаж которых они не разбирались.
Если же вы еще не уверены в специализации магазина, то открывайте торговую точку со смешанным ассортиментом. Затем сможете сменить направление деятельности.
Шаг 5. Оцените бюджет на открытие магазина
В продовольственных магазинах скорость оборота товаров выше. Вы каждый день будете получать деньги от покупателей, которые сможете направлять на покупку других товаров. В непродовольственной сфере денежные средства могут быть заморожены в товарных запасах длительное время. Просчитайте, будет ли у вас возможность поддерживать бизнес и свой уровень жизни в случае неблагоприятных обстоятельств.
Оцените помещение, которое вы можете взять в аренду. Оно может быть оборудовано под конкретную специализацию. Пообщайтесь с бывшим арендатором помещения, узнайте, почему он съехал. Хороший знак, если там был магазин, который переехал на большую площадь. Пообщайтесь с соседями помещения, которое вы намерены взять в аренду.
Шаг 6. Зарегистрируйте магазин, однако оставьте для себя свободу действий
Вы можете зарегистрироваться в качестве ИП или создать ООО. В любом случае при регистрации укажите как можно больше видов деятельности. Для этого в заявлении о госрегистрации укажите сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Фактически вы предоставляете информацию о том, какими видами предпринимательской деятельности намерены заниматься. Например, если открываете продовольственный магазин, то сразу укажите и такой вид деятельности, как общественное питание. Вдруг вы надумаете открыть кафе на территории магазина.