Итальянская ул., д.2

Офис 413. Санкт-Петербург

Ⓜ Невский проспект

10.00 -18.00

сб-вс: выходные

📅 25.10.2021 г.

"Налогоплательщики не любят ходить в инспекцию" - зам. главы ФНС Мельников рассказал о новых электронных сервисах

 ФНС и налоги    

Россия, пожалуй, как ни одна другая страна подвержена такой организационной болезни, как очереди. Очереди превращают в кошмар посещение большинства учреждений страны. Налоговые инспекции - не исключение.

О том, как Федеральная налоговая служба (ФНС) планирует вывести налогоплательщиков из очередей и предоставить им возможность общаться с налоговиками в любое удобное время из любого удобного места агентству "Интерфакс-АФИ" рассказал зам. руководителя службы Николай Мельников.

- Не так давно возникли проблемы с очередями в некоторых налоговых инспекциях, куда ООО пошли перерегистрировать свои уставные документы, как это требует недавно принятый 312 закон. Удалось ли решить сейчас эту проблему?

- Да, сейчас особых проблем с перерегистрацией уставов ООО нет. Ранее было неудобство для налогоплательщиков в ряде регионов, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге, во всех остальных регионах ситуация была довольно ровная. Мы разъяснили налогоплательщикам, что после 1 января 2010 года никаких санкций для ООО, не перерегистрировавших свои уставы, не возникает, и, соответственно, этот срок необходимо соблюсти только тем, кто вносит изменения в устав. Учредительные документы всех ООО остаются действующими в той части, где они не противоречат 312 закону, и их можно перерегистрировать и после 1 января.

Кроме того, в налоговой инспекции №46 по Москве, где, в частности, возникали затруднения, было открыто порядка 20 новых окон для обслуживания налогоплательщиков, были подключены сотрудники из Центра обработки данных ФНС и из других инспекций Москвы. Рабочий день в этой инспекции установлен с 7.00 до 21.00. Функция выдачи выписок передана в территориальные инспекции. Все это позволило сократить время нахождения налогоплательщиков в очереди.

На сайте УФНС по Москве мы публикуем динамику загруженности этой инспекции. И можно проследить, что к 7 часам утра очередь такая, что люди даже стоят на улице, потом к 10-12 часам - тоже достаточно большое количество налогоплательщиков, но они уже все находятся в здании, часам к 6-7 вечера достаточно свободно и внутри здания. Эту информацию мы публикуем для того, чтобы сделать нагрузку более равномерной. Указывается еще и время нахождения в очереди, если с утра на это тратится порядка 1,5-2 часов, то ближе к концу рабочего дня это время составляет полчаса - 20 минут.

- А сколько обществ на данный момент произвели перерегистрацию?

- На 1 декабря прошли перерегистрацию 330 тыс. ООО по всей стране, что составляет порядка 10,4% от всех ООО. А если считать, что действующих ООО, то есть сдающих отчеты, половина от общего количества, то соответственно около 20% действующих мы уже перерегистрировали.

- Если, как Вы говорите, особых проблем с перерегистрацией ООО уже нет, считаете ли Вы целесообразным принимать закон, который вовсе отменяет точную дату окончания перерегистрации - 1 января 2010 года, вводя норму, что сделать это можно в любой момент, когда меняются учредительные документы? Сейчас такой документ прошел первое чтение в Госдуме.

- Для налогоплательщиков это некая либерализация - возможность выполнить обязанность, продиктованную законом, в более продолжительные сроки. Изменения, которые проходят сейчас через Госдуму, позволят снять напряженность и в то же время выполнить закон.

- А не затянет ли это процесс перерегистрации документов?

- ООО - достаточно активные налогоплательщики, у них постоянно что-то меняется, добавляется уставный капитал, продаются доли, а для этого требуется менять уставные документы. Более того, закон, изменивший требования к учредительным документам, ориентирован на защиту прав налогоплательщиков, его принятие было инициировано для защиты от рейдерских захватов. Ведь когда доли в ООО закреплены нотариально, отражены в уставе, выкинуть кого-то в рамках внутри корпоративного конфликта уже сложно, так как новые доли должны быть также заверены в новой версии устава. Соответственно это должно подстегивать плательщиков не тянуть, а все-таки привести в соответствие с законом свои учредительные документы.

- Очереди в налоговых инспекциях возникают не только, когда приходится в сжатые сроки исполнять требования новых законов, но и при обычной работе налоговых. Вы не планируете разгружать инспекции, переводя какие-то услуги в электронный вид?

- В октябре этого года вышло распоряжение правительства, которым был утвержден перечень госуслуг, которые государство должно предоставлять гражданам в электронном виде. Восемнадцать услуг из этого перечня относятся к компетенции ФНС, при чем пятнадцать из них это услуги, связанные с выполнением налогоплательщиками обязанностей по сдаче отчетности, а три касаются государственной регистрации налогоплательщиков.

Для того чтобы могли быть полностью реализованы услуги по гос. регистрации в электронном виде, потребуется внесение ряда изменений в законодательство РФ, в том числе необходимы изменения в закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Гражданский кодекс, закон о нотариате и ряд других. Понятие электронного документа, его статус должен быть закреплен законодательно.

Также необходимым условием для введения гос. регистрации является наличие электронной цифровой подписи у налоговых органов, налогоплательщика и нотариуса. У налоговых органов такая подпись есть, как и у плательщиков, сдающих отчетность. А с нотариусами по этому поводу мы сейчас плотно работаем. Президент Федеральной нотариальной палаты поддержал нас и региональным палатам даны указания внедряться, изучать, нарабатывать опыт с цифровыми подписями.

- На сайте ФНС появилось объявление о введении сервиса "Личный кабинет налогоплательщика". Какие возможности он предусматривает?

- Да, на днях мы запустили новый сервис - предоставление в электронном виде информации о налоговой задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогу. Задолженность - это налоговое нарушение и не является налоговой тайной, это позволяет размещать данную информацию в открытом доступе. Публикуется она в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. Для получения информации необходимо ввести индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), его фамилию, имя и отчество, а также регион, в котором интересует наличие задолженности. Для защиты от автоматических запросов, которые могли бы сканировать базу данных, нужно ввести код.

Мы даем возможность человеку убедиться, нарушил ли он законодательство. Здесь же, в личном кабинете, если указана сумма налогов, которую он не уплатил в срок, можно составить платежное поручение, распечатать его и идти в банк оплачивать.

- Нет ли опасности, что все-таки найдутся умельцы, которые обойдут защиту и доберутся до данных?

- Узнать ИНН, фамилию, имя и отчество большого количества людей достаточно сложно, поэтому бояться того, что эта информация куда-то уйдет и кому-то навредит, я считаю, не нужно. А для тех, кто не хочет, чтобы кто-то мог узнать о его задолженности, совет один - платить налоги.

Однако, информация о задолженности это не все, что мы хотели бы предложить налогоплательщикам. Предусмотрен еще и второй этап, и касаться он будет начислений налогов. Срок его исполнения - конец 2010 года. Информацию о начисленных налогах мы хотим предоставлять налогоплательщикам также в личном кабинете на сайте ФНС. Однако доступ туда уже будет авторизованный.

Мы еще пока не определились окончательно, каким образом мы будет доводить до налогоплательщика реквизиты доступа. Скорее всего, все-таки это будет пара логин-пароль, которые будут выдаваться на основе заявлений налогоплательщика. В этом заявлении налогоплательщик сможет также оставить номер мобильного телефона и адрес электронной почты, тогда при начислениях мы будем автоматически информировать, что прошли начисления по такому-то налогу, сумма такая-то. Эти логин и пароль будут действовать для авторизации на портале ФНС для того, чтобы можно было тут же распечатать платежное поручение и оплатить.

Интересный проект намечается со Сбербанком. Мы предложили Сбербанку предоставлять налогоплательщикам сервис моментальной оплаты налогов в бюджет. Это значит, что когда Сбербанк получает информацию о налоговых начислениях, он либо по запросу, либо если налогоплательщик подписался у него на соответствующую услугу, автоматически списывает налоги в бюджет со счета налогоплательщика. В этом случае налогоплательщик избегает начисления пеней за просрочку платежа, а также проблем с судебными приставами.

Нам бы хотелось, чтобы это было идентично услуге, которую предоставляет банк по оплате коммунальных платежей. Для получения такой услуги налогоплательщику нужно будет подписаться на нее в банке, где он имеет карточный счет. Соответственно банк при получении информации о начислении, списывает эту сумму налогов и СМС-сообщением уведомляет об этом.

- Пока начинаем и прорабатываем эту возможность только со Сбербанком, планируем подписать в первом квартале 2010 года соответствующее соглашение с ним. Возможно, даже уже в первом квартале такая система заработает. Впоследствии, по большому счету, это смогут быть все остальные банки, работающие с физическими лицами.

Кроме того, со Сбербанком мы проговариваем и возможность сближения личного кабинета налогоплательщика и мобильного банка, в котором можно управлять своим счетом через Интернет. Таким образом, если человек не подписался на услугу в Сбербанке об автоматическом списании налогов, то, посмотрев начисленные налоги у себя в личном кабинете, он сможет перейти в мобильный банк и оплатить их там. Каким образом мы этот шлюз установим, покажут переговоры, но по большому счету, технически это реально.

Наша задача - налогоплательщиков уведомить о начислении налогов и дать возможность быстро и удобно оплатить их.

Также мы будем принимать участие в региональных пилотных проектах "Социальная карта", чтобы среди сервисов, которые она предоставляет, был и сервис доступа к налоговым начислениям. Для этого нужно, чтобы эта карта была средством, однозначно идентифицирующим налогоплательщика. Это вопрос технический, будет решаться персонально с каждым регионом.

- А каким образом можно было бы воспользоваться картой для доступа к начислениям? Через платежные терминалы?

- Да можно и через платежные терминалы. Если у терминала есть выход в Интернет, вполне можно предусмотреть кнопку, по которой можно будет входить, вставив карту, в свой личный кабинет, идентифицироваться в базе данных налоговых органов и получать информацию. По сути пару логин - пароль, которая вводится на сайте ФНС, можно будет вводить в платежный терминал, вставив карту. Это вполне реальные вещи.

Мы еще прорабатываем вопросы выдачи в электронном виде выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. При этом выписки могут предоставляться налогоплательщику как о нем самом, так и другом налогоплательщике. Выписку о себе можно будет получить бесплатно. Для выписок о "чужом" юридическом лице правительством РФ установлена государственная пошлина - 200 рублей.

Этот сервис будет более востребован тогда, когда органы, которые истребуют эти выписки, то есть банки, суды, конкурсные и тендерные комиссии, страховые компании будут принимать электронные выписки налоговых органов. В этом случае этот сервис может быть востребован очень широко. Заработать он сможет также в середине 2010 года.

Кроме того, мы хотим усовершенствовать технологию присвоения ИНН. Сейчас для получения ИНН человек должен приходить в инспекцию дважды - сначала принести заявление, затем после того, как ИНН присваивается, прийти забрать. Мы хотим предоставить возможность подавать заявление на присвоение ИНН через Интернет. Это можно будет сделать на портале ФНС, там же можно будет указать инспекцию, в которой налогоплательщику будет удобней получить свидетельство о постановке на учет. Таким образом, он сможет в любой инспекции страны получить свидетельство.

Налогоплательщик не любит ходить в инспекцию, соответственно, наша задача - не строить огромные операционные залы, а сделать так, чтобы налогоплательщик имел возможность пообщаться с налоговыми органами в удобное для него время и из удобного для него места. Если удастся все эти сервисы реализовать, снизятся наши трудозатраты и это будет удобно для плательщиков. Процесс уплаты налогов и общение налогоплательщика с налоговой службой должны быть максимально комфортными.

07.12 20:25 /Финмаркет/

Для получения юридической консультации свяжитесь с нами:

Юридическая фирма Центр плюс, Санкт-Петербург Телефон: +7 (812) 640-28-12
Моб. тел.: +7 905 205-47-00 (Билайн)
E-mail: [email protected]
Задать вопрос или заказать услуги со скидкой 5% можно также круглосуточно через Интернет, заполнив форму (в правом нижнем углу сайта).

Специальные предложения и акции
Регистрация ООО от 1900 руб. или Бесплатно - Акция!
Регистрация ООО от 1900 руб. или Бесплатно - Акция!

Под ключ! Быстро и комфортно для Вас! Срок - от 1 до 5 дней.

Регистрация ИП от 1000 руб. или Бесплатно - Акция!
Регистрация ИП от 1000 руб. или Бесплатно - Акция!

Доступно и удобно, за 1 - 5 дней! Расчетный счет и печать.

Ликвидация ООО, АО от 28000 руб.
Ликвидация ООО, АО от 28000 руб.

Официальная или альтернативная ликвидация фирмы.

Регистрация всех видов НКО от 16000 руб.
Регистрация всех видов НКО от 16000 руб.

Помощь при создании ТСН, ассоциации (союза), общественных организаций, ЧОУ, АНО и др.

Абонентское юридическое обслуживание организаций
Абонентское юридическое обслуживание организаций

От 5000 руб. в месяц. Если у Вас нет в штате своего юриста, это удобное и доступное решение.

Полный перечень юридических услуг с ценами
Полный перечень юридических услуг с ценами

Регистрация фирм, реорганизация, ликвидация, внесение изменений, лицензирование и многое другое