Для легального ведения бизнеса в России необходимо иметь определенный юридический статус. Наиболее популярными формами являются на сегодняшний день: самозанятый, ИП или ООО. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы, и для того, чтобы сделать правильный выбор, нужно детально разобраться во всех тонкостях.
Особенности оформления и налогообложения
Самозанятые
Стать самозанятым может далеко не каждый желающий, а только тот, кто занимается определенными видами деятельности такими, как: фото и видеосъемка, оказание юридических или бухгалтерских услуг, продажа товаров собственного изготовления, сдача жилой недвижимости внаем, перевозка пассажиров или грузов, строительные работы или квартирный ремонт.
Налоговое бремя для самозанятых наиболее выгодное – от 4 до 6 процентов с дохода. У них нет необходимости сдавать отчетность и использовать онлайн-кассу, но и не может иметь официально оформленных работников. Также не сможет он получить статус самозанятого, если его месячный и годовой доход превышают 200 000 и 2 400 000 рублей соответственно.
Если все условия соблюдены, регистрацию в качестве самозанятого можно пройти через портал "Госуслуги", личный кабинет в налоговой инспекции или банк.
ИП
Создать ИП в РФ может любой совершеннолетний гражданин или иностранец, имеющий хотя бы временную регистрацию. Процесс оформления чуть сложнее, чем у самозанятых, но тоже вполне преодолим: можно прийти в налоговую лично с паспортом и квитанцией об оплате пошлины, а можно пройти процедуру в банке, МФЦ или на портале госуслуг.
Предприниматель, оформленный как ИП, может заниматься большим количеством видов деятельности, чем любой самозанятый. Но и налоговое бремя у него гораздо сильнее. Помимо патента, УСН, ЕНВД или основного режима налогообложения (на выбор) у ИП существует еще и так называемый обязательный платеж (страховые взносы за самого предпринимателя), которые составляют, как минимум 40 000 рублей в квартал. Причем, чем выше доход ИП, тем больше размер страховых взносов.
ООО
Для общества с ограниченной ответственностью применимы все режимы налогообложения, используемые для ИП. Основная разница между этими вариантами оформления заключается в мерах ответственности и обязательствах перед партнерами, по которым ИП отвечает, в том числе, имуществом руководителя, а ООО – прежде всего, уставным капиталом, внесенным при регистрации (это 10 000 рублей, как правило). Привлечение же генерального директора ООО к субсидиарной ответственности – это отдельный и очень трудоемкий процесс.
Регистрация ООО сегодня также не представляет больших сложностей: сделать это можно в налоговой, банке, МФЦ или юридической фирме. Размер государственной пошлины при этом составляет 4000 рублей. Правда, ООО сдает более обширную отчетность, чем ИП. Например, даже если в обществе нет ни одного наемного сотрудника, генеральный директор (он же главный бухгалтер) все равно должен ежеквартально сдавать нулевой расчет по страховым взносам.
Выводы
Наиболее быстрый и дешевый способ регистрации бизнеса - это регистрация в качестве ИП или самозанятого. Но если необходимы ответственность и репутация компании, то лучше оформляться в качестве ООО, причем на УСН в размере 15 процентов. Конечно, у общества с ограниченной ответственностью гораздо больше налогов, но грамотный бухгалтер, совмещая режимы налогообложения, может вполне законно сократить это бремя. При этом ООО имеет и более широкие возможности для получения прибыли.